Свой курс Петр Александрович Плетнев строил так, чтобы сформировать у аудитории четкое понимание сути самого понятия «история русской литературы». Он считал, что оно неотделимо от истории в целом. Поэтому одним из основных источников, на который он опирался в преподавании, была «История государства российского» Н.М. Карамзина. С этим же связан и отбор материала для курса. В каждом литературном произведении, согласно Плетневу, должна присутствовать определенная эпоха. По его мнению, именно принцип историзма в изучении и преподавании литературы определяет понимание ее эстетической природы и ценности, дает вектор восприятия. Также Петру Александровичу принадлежит модель классификации литературы. Он подразделял ее на четыре направления: политическое, ученое, патриотическое и религиозное.
Сам Плетнев определял свою науку как «исследование, до какой степени совершенства достиг какой-либо известный народ в разных умственных направлениях, пользуясь всеми способами, которые доставили ему обстоятельства». Седи подобных «обстоятельств» Плетнев выделял влияние национального языка, значительные политические события, религию, народное творчество, образ жизни народа, влияние климата и другие факторы.
Большое место в лекциях Плетнева отводилось и проблеме периодизации истории литературы. При этом Петр Александрович одновременно и уделял огромное внимание древнерусской литературе (считая ее фундаментом отечественной словесности), и следил за современными новинками. Этому только помогало то, что Плетнев кроме ученого был также критиком, издателем и знакомым многих писателей своего времени. Курс по истории русской литературы на историко-филологическом факультете Петербургского университета слушал писатель и краевед Федор Николаевич Фортунатов. Позже он вспоминал, как легко и «свободно» было записывать лекции за Плетневым, потому что «
читал он неспешно, останавливаясь на каждом слове». Также Фортунатов отмечал особый демократизм ученого: «Петр Александрович был доступен во всякую пору студентам, желавшим получить от него совет или какое-либо содействие».
В 1834 году один из студентов сдал в качестве зачетной работы Плетневу собственную сказку. Та ему так понравилась, что он стал читать ее сначала другим ученикам, а затем и своим друзьям. В результате сказка пришлась по вкусу даже Пушкину, и он захотел познакомиться с ее автором. Этого студента звали Петр Ершов, а его зачетная работа называлась «Конек-Горбунок». Также именно Плетнев впервые обратил внимание литературных кругов на Тургенева, тоже своего студента.
Спустя несколько лет работы в Петербургском университете Петр Александрович Плетнев становится его ректором и переезжает в только что построенный Ректорский флигель на Университетской набережной. Он очень любил свой новый дом. «Комнат множество, и так можно роскошно расположиться, что теряюсь в обилии планов. <...> Чудо, что за местоположение! С постели смотрю на Неву, за нею бульвар, а там и баснословный Исаакий…» — писал Плетнев. Лучшее помещение Петра Александрович сделал кабинетом, небольшую комнату рядом прозвал собственным «Эрмитажем». В части Ректорского флигеля, окна которой выходили на Неву, разместились библиотека, большая гостиная для посетителей и спальня хозяина.